14.11.2022
РУКОВОДСТВО
по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими куплю-продажу, скупку драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий
1. Общие положения
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими куплю-продажу, скупку драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – Руководство), разработано в целях содействия юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по купле-продаже, скупке драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в том числе по договорам комиссии, подряда и агентским договорам (далее соответственно – участник оборота ДМДК, ДМДК), в организации работы по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.
Субъектами контроля являются участники оборота ДМДК, осуществляющие операции в сфере:
добычи ДМДК (на этапе реализации);
производства драгоценных металлов (далее – ДМ) (извлечение ДМ из добытых руд, из концентратов, лома и отходов ДМ) и аффинажа ДМ;
производства ювелирных изделий;
обработки (огранки) драгоценных камней (далее – ДК);
обработки (переработки) лома и отходов ДМ;
рекуперации ДК;
оптовой торговли ДМДК (как в обработанных, так и в сырье и полуобработанных формах (полуфабрикатах);
оптовой торговли ДМДК (как в обработанных, так и в сырье и полуобработанных формах (полуфабрикатах);
торговле ювелирными изделиями (оптовая, розничная,
комиссионная
(в том числе дистанционным способом продажи, включая реализацию ювелирных
изделий через маркетплейсы);
изготовления ювелирных изделий по индивидуальному заказу
населения
(в случае, если приобретаются ДМДК, которые используются в процессе
изготовления ювелирных изделий);
ремонта ювелирных изделий (в случае, если приобретаются ДМДК, которые используются в процессе ремонта ювелирных изделий);
скупки ДМДК.
Перечень видов экономической деятельности в сфере оборота ДМДК, на которые распространяются обязательные требования законодательства о ПОД/ФТ, приведен в приложении № 1 к настоящему Руководству.
Руководство не распространяется на:
религиозные организации;
музеи;
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях;
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
2. Операции, подлежащие контролю
Для целей настоящего Руководства к операциям, подлежащим контролю, относятся операции обязательного контроля и необычные (подозрительные) операции.
К операциям обязательного контроля относятся:
купля-продажа,
скупка ДМДК, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму, равную или
превышающую 1 млн рублей или равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1
млн рублей, или превышающей ее,
а также если по одному договору купли-продажи или скупки, заключенному с одним
и тем же контрагентом (клиентом), сумма совершенных операций равна или превышает 1 млн
рублей или равна сумме в
иностранной валюте, эквивалентной
1 млн рублей, или превышает ее;
зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если одной из сторон сделки является физическое или юридическое лицо, имеющее, соответственно, регистрацию, место жительства или место нахождения в Исламской Республике Иран и (или) в Корейской Народно-Демократической Республике, либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанных государствах (на указанных территориях), если сумма такого перевода равна или превышает 1 млн рублей или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 млн рублей, или превышает ее;
предоставление участником оборота ДМДК другим юридическим и физическим лицам или получение участником оборота ДМДК беспроцентных займов от юридических лиц, не являющимися кредитными организациями, либо физических лиц, если сумма займа равна или превышает 1 млн рублей или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 млн рублей, или превышает ее;
получение или расходование некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества вне зависимости от суммы;
получение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, включенными в перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или к распространению оружия массового уничтожения (далее – Перечни), и (или) решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (далее – решение МВК), денежных средств и (или) иного имущества вне зависимости от суммы.
Участником оборота ДМДК сумма в российских рублях по операции обязательного контроля, совершенной в иностранной валюте, определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.
К необычным (подозрительным) операциям относятся операции, в отношении которых у участника оборота ДМДК (их сотрудников) возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Для выявления необычных (подозрительных) операций участник оборота ДМДК использует справочник кодов видов признаков необычных (подозрительных) операций[1], приведенный в приложении № 2 к настоящему Руководству.
3. Организация внутреннего контроля
Участник оборота ДМДК организовывает внутренний контроль в целях исполнения обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ.
Для этого необходимо:
зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»);
разработать и утвердить правила внутреннего
контроля
(далее – ПВК);
назначить специальное должностное лицо (далее – СДЛ).
3.1. Регистрация личного кабинета
Для взаимодействия с Росфинмониторингом участник оборота ДМДК регистрирует личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет», оформив заявление[2], подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП).
За отсутствие у
участника оборота ДМДК личного кабинета предусмотрена административная
ответственность по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде предупреждения или
административного штрафа на должностных лиц (руководителя юридического лица) в
размере от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц (индивидуальных
предпринимателей) – от 50 тыс. руб.
до 100 тыс. руб.
3.2. Разработка правил внутреннего контроля
Участник оборота ДМДК утверждает ПВК в любой форме на усмотрение участника оборота ДМДК (например, непосредственно сами ПВК или в форме отдельного приказа об их утверждении).
ПВК разрабатываются самостоятельно и оформляются на бумажном носителе или в виде электронного документа. ПВК на бумажном носителе подписываются руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем и заверяются печатью (при наличии). Приказы в виде электронного документа подписываются УКЭП руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя.
ПВК – внутренний документ участника оборота ДМДК, который регламентирует организацию работы по ПОД/ФТ, устанавливает обязанности и порядок действий руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, их сотрудников в целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением законодательства о ПОД/ФТ, определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
ПВК должны включать в себя следующие программы:
организации внутреннего контроля;
идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев;
оценки степени (уровня) риска совершения клиентом необычных (подозрительных) операций и принятия мер по снижению рисков совершения клиентом необычных (подозрительных) операций;
выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и необычных (подозрительных) сделок;
документального фиксирования информации;
регламентирующая порядок работы по приостановлению операций;
подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ;
проверки осуществления внутреннего контроля;
хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании;
регламентирующая порядок действий в случае отказа в совершении операции, а также отказа в приеме клиента на обслуживание;
регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В случае вступления в силу новых нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ, затрагивающих обязанности участников оборота ДМДК, либо внесения изменений в действующие нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ, участником оборота ДМДК приводятся ПВК в соответствие с требованиями указанных нормативных правовых актов не позднее 1 месяца после даты их вступления в силу.
За отсутствие или неактуализацию в связи с изменением законодательства о ПОД/ФТ ПВК, а также за отсутствие в них необходимых программ предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. на должностных лиц (СДЛ или руководителя юридического лица, если не назначено СДЛ); на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) – административный штраф от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.
3.3. Назначение специального должностного лица
Лицом, ответственным за соблюдение обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ, является руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, а в случае назначения СДЛ, ответственность возлагается на СДЛ. СДЛ назначается отдельным приказом участника оборота ДМДК.
Приказ о назначении СДЛ разрабатывается участником оборота ДМДК и оформляется на бумажном носителе или в виде электронного документа. Приказ на бумажном носителе подписывается руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем и заверяется печатью (при наличии). Приказ в виде электронного документа подписывается УКЭП руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Полномочия и обязанности, возлагаемые на СДЛ, устанавливаются в ПВК.
3.3.1. Требования к специальному должностному лицу
К СДЛ предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по ПОД/ФТ;
б) прохождение обучения в целях ПОД/ФТ.
Индивидуальные предприниматели могут самостоятельно осуществлять функции СДЛ при прохождении обучения в целях ПОД/ФТ.
СДЛ, ответственным за реализацию ПВК, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
До начала осуществления функций в качестве СДЛ сотрудник участника оборота ДМДК (либо сам участник оборота ДМДК, если это индивидуальный предприниматель) обязан пройти обучение в форме целевого инструктажа в одной из организаций, перечень которых размещен на сайте Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» по адресу: https://mumcfm.ru/partners.
По итогам обучения в форме целевого инструктажа выдается свидетельство серии «ЦИ» с шестизначным уникальным номером (например, ЦИ № 000001).
За отсутствие СДЛ либо
несоответствие СДЛ квалификационным требованиям предусмотрена административная
ответственность по части 1
статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа на
должностных лиц (руководителя юридического лица) в размере от 10 тыс. руб. до
30 тыс. руб.; на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) –
от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.
4. Осуществление внутреннего контроля
Комплекс мер по внутреннему контролю должен включать в себя:
осуществление процедуры идентификации;
информирование Росфинмониторинга о выявленных операциях, подлежащих контролю;
информирование Росфинмониторинга о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
информирование Росфинмониторинга об отказе в совершении операции;
хранение информации, в том числе сведений, необходимых для осуществления процедуры идентификации;
обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля;
проведение обучения сотрудников участника оборота ДМДК;
информирование Росфинмониторинга о результатах проведения проверки контрагентов (клиентов) по Перечням и (или) решениям МВК.
4.1. Осуществление процедуры идентификации
Под процедурой идентификации понимается совокупность проводимых участником оборота ДМДК мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
Процедура идентификации осуществляется участником оборота ДМДК в отношении потенциального контрагента (клиента), с которым планируется осуществлять операции. Процедура идентификации проводится поставщиком ДМДК, скупщиком, комиссионером, агентом.
При сделках с физическими лицами идентификация потенциального контрагента (клиента)
проводится во всех случаях, за исключением продажи ювелирного изделия из ДМДК
физическому лицу на сумму, не превышающую
40 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентной 40 тыс. рублей за наличный
расчет или 200 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте,
эквивалентной 200 тыс.
рублей, при оплате банковской картой.
При осуществлении процедуры идентификации контрагента (клиента) необходимо установить его идентификационные данные[3] и проверить:
актуальные сведения в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП);
наличие потенциального контрагента (клиента) в реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
наличие у потенциального контрагента (клиента) лицензии на
скупку ювелирных и других изделий из ДМДК и лома таких изделий, и (или) на
осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов ДМДК
(в случае, если коды согласно Общероссийскому классификатору
видов экономической деятельности содержатся в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП потенциального контрагента (клиента);
наличие потенциального контрагента (клиента) в Перечнях и (или) решениях МВК;
наличие у потенциальных контрагентов (клиентов) регистрации, места жительства, фактического места нахождения и (или) счета в банке на территории Исламской Республики Иран и (или) Корейской Народно-Демократической Республики.
При осуществлении процедуры идентификации оценивается уровень риска потенциального контрагента (клиента) на основании программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом необычных (подозрительных) операций и принятия мер по снижению рисков совершения клиентом необычных (подозрительных) операций, включенной в ПВК.
В целях определения уровня риска участник оборота ДМДК использует одну или совокупность следующих категорий рисков:
страновые риски - риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями (имеются сведения о высоком уровне коррупции либо о ненадлежащих системах ПОД/ФТ в стране, либо высокая террористическая активность, например, Кения, Боливия, Колумбия);
клиентские риски - риски, связанные с клиентами (сложная структура собственности (например, продолжительные «цепочки» взаимозависимых учредителей – юридических лиц), непродолжительный период работы (менее 1 года с даты государственной регистрации), число сотрудников или организационная структура не соответствуют размерам или характеру деятельности клиента (например, у организации много филиалов в разных городах при штатной численности 2-3 человека и др.).;
операционные риски - риски, связанные с продукцией (например, лом и отходы ДМ), услугами (например, комиссионер), каналами поставок и операциями (сделками), совершаемыми клиентом (например, трансграничные операции, операции, приводящие к возникновению крупных сумм наличности (скупка, заготовка лома ДМ), платежи, получаемые от несвязанных или неизвестных третьих сторон и др.).
Также участник оборота ДМДК может использовать дополнительные категории рисков.
Участник оборота ДМДК разрабатывает методику оценки степени (уровня) риска при приеме на обслуживание клиента и отнесения клиента к группе риска, которая позволит на основании категорий рисков производить ранжирование потенциальных контрагентов (клиентов) по следующим уровням риска: высокий, средний, низкий.
Решение об отнесении потенциального контрагента (клиента) к определенному уровню риска принимается на основании мотивированного суждения, сформированного по итогам анализа полученных участником оборота ДМДК сведений о потенциальном контрагенте (клиенте), представителе потенциального контрагента (клиента), выгодоприобретателе и бенефициарном владельце и об операциях, совершаемых потенциальным контрагентом (клиентом) либо в интересах потенциального контрагента (клиента), и носит субъективно-оценочный характер[4].
В случае, если потенциальным контрагентом (клиентом) является организация, регистрация и (или) счета которой находятся в банке на территории Исламской Республики Иран и (или) Корейской Народно-Демократической Республики, то такому потенциальному контрагенту (клиенту) рекомендуется присваивать высокий уровень риска, вне зависимости от остальных категорий риска.
Если потенциальным контрагентом (клиентом) является публичное должностное лицо (может выявляться в розничной торговле), то ему рекомендуется присваивать средний уровень риска.
В случае присвоения потенциальному контрагенту (клиенту) высокого уровня риска участник оборота ДМДК дополнительно изучает сведения:
о деловой репутации контрагента (клиента)
об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента;
о финансовом положении.
При непредоставлении указанных сведений участник оборота ДМДК отказывает потенциальному контрагенту (клиенту) в заключении договора.
Решение о запросе дополнительных сведений в отношении потенциального контрагента (клиента), которому присвоен средний уровень риска, участником оборота ДМДК принимается самостоятельно.
В случае заключения договора с контрагентом (клиентом), которому присвоен высокий или средний уровень риска, участник оборота ДМДК уделяет особое внимание операциям, совершаемым с таким контрагентом (клиентом), на предмет их признания необычными (подозрительными) и информирования Росфинмониторинга.
По результатам осуществления процедуры идентификации потенциального контрагента (клиента) участником оборота ДМДК составляется анкета, ему присваивается определенный уровень риска и принимается решение о возможности или невозможности заключить договор. Решение об отказе в заключении договора принимает руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или специально уполномоченные ими лица (например СДЛ, руководитель филиала, бухгалтер, эксперт (в скупке), продавец в ювелирном магазине и т.д.).
На контрагента (клиента) участником оборота ДМДК формируется досье, в которое включается анкета и документы, полученные при осуществлении участником оборота ДМДК процедуры идентификации и обновлении сведений о нем. Участник оборота ДМДК хранит досье контрагента (клиента) не менее 5 лет со дня прекращения отношений с контрагентом (клиентом).
Участник оборота ДМДК обновляет информацию о контрагенте (клиенте) не реже 1 раза в 3 года (для контрагентов (клиентов), отнесенных к низкому уровню риска) или не реже 1 раза в 1 год (для остальных контрагентов (клиентов), а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение 7 рабочих дней, следующих за днем возникновения этих сомнений.
За непроведение участником оборота ДМДК процедуры идентификации или ненадлежащее проведение процедуры идентификации, несвоевременное обновление сведений о контрагентах (клиентах) предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц (СДЛ или руководителя юридического лица, если не назначено СДЛ) в размере от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) – от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.
4.2. Информирование Росфинмониторинга
Информация о совершении операции, подлежащей контролю, направляется в Росфинмониторинг в виде формализованного электронного сообщения (ФЭС) участником оборота ДМДК, являющимся:
продавцом в рамках исполнения условий договора купли - продажи ДМДК;
комиссионером в рамках исполнения условий договора комиссии на реализацию ДМДК;
агентом в рамках исполнения условий агентского договора в случае, если агент действует от своего имени и за счет принципала. Если агент действует от имени и за счет принципала, то обязанность отчитываться в Росфинмониторинг об операциях, подлежащих контролю, возникает непосредственно у принципала;
скупщиком - при скупке ДМДК у физических лиц, а также при реализации скупленных ценностей;
изготовителем ювелирных изделий или лицом, осуществляющим ремонт (в
случае, если при производстве или ремонте ювелирных изделий по договору подряда
на давальческой основе подрядчик помимо материала заказчика использует
собственное сырье и стоимость материалов подрядчика равна или превышает 1 млн
рублей или сумме в иностранной валюте, эквивалентной
1 млн рублей, или превышает ее)[5].
Подготовка ФЭС осуществляется участниками оборота ДМДК с помощью программного функционала личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет». В целях представления информации о совершенной операции, подлежащей контролю, участник оборота ДМДК заполняет интерактивную форму ФЭС, размещенную в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет».
ФЭС подписывается УКЭП участника оборота ДМДК либо руководителя юридического лица, либо СДЛ участника оборота ДМДК.
В случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг посредством личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет» до устранения причин, препятствующих представлению ФЭС, участник оборота ДМДК может представлять машинный (оптический или цифровой) носитель информации, содержащий ФЭС, с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе.
ФЭС, размещаемое на машинном (оптическом или цифровом) носителе информации, не требует подписания УКЭП.
Сопроводительное письмо направляется в Росфинмониторинг нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Сопроводительное письмо и машинный (оптический или цифровой) носитель информации помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.
Сопроводительное письмо должно содержать следующую информацию об участнике оборота ДМДК:
наименование;
ИНН;
почтовый адрес;
контактный телефон;
фамилия, имя, отчество (при наличии), а также подпись руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо СДЛ юридического лица, индивидуального предпринимателя.
За непредставление участником оборота ДМДК информации в Росфинмониторинг об операции, подлежащей контролю, или предоставление недостоверной информации о такой операции предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц (СДЛ или руководителя юридического лица, если не назначен СДЛ) в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) - штраф от 200 тыс. руб. до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (назначается судом).
За
нарушение установленного порядка и срока представления участником оборота ДМДК
информации в Росфинмониторинг об операции, подлежащей контролю, предусмотрена административная
ответственность по части 1
статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа на
должностных лиц (СДЛ или руководителя юридического лица, если не назначен
СДЛ) в размере от 10 тыс. руб. до 30
тыс. руб.; на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) – от 50 тыс.
руб. до 100 тыс. руб.
4.3. Обучение сотрудников участника оборота ДМДК
Участник оборота ДМДК отдельным приказом утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обучение в целях ПОД/ФТ.
Обучение проводится в следующих формах:
а) целевой инструктаж;
б) вводный инструктаж;
в) дополнительный инструктаж;
г) повышение уровня знаний.
Целевой инструктаж проводится в одной из организаций, перечень которых размещен на сайте Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» по адресу: https://mumcfm.ru/partners.
Целевой инструктаж обязаны пройти однократно следующие сотрудники участника оборота ДМДК: руководитель, главный бухгалтер (бухгалтер) (при наличии должности в штате) либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист (при наличии должности в штате).
Лицо, планирующее осуществлять функции СДЛ, проходит целевой инструктаж однократно до начала осуществления таких функций.
СДЛ проводит вводный и дополнительный инструктажи других сотрудников участника оборота ДМДК[6].
Вводный инструктаж проводится СДЛ при приеме на работу сотрудников участников оборота ДМДК, обязанных проходить целевой инструктаж, а также следующих сотрудников участника оборота ДМДК: заместитель руководителя, в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, сотрудники службы внутреннего контроля (при наличии должностей в штате). Также руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель с учетом специфики деятельности может определить других сотрудников участника оборота ДМДК, например продавцов, которые обязаны проходить обучение по ПОД/ФТ.
Дополнительный инструктаж сотрудников участника оборота ДМДК, утвержденных приказом руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводится СДЛ не реже одного раза в год при вступлении в силу или изменении законодательства о ПОД/ФТ, при утверждении или изменении действующих ПВК, при поручении сотруднику участника оборота ДМДК работы, предусматривающей обучение в целях ПОД/ФТ, при переводе сотрудника участника оборота ДМДК на другую постоянную работу (временную работу) в случае, когда имеющихся у него знаний в области ПОД/ФТ недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.
Участники оборота ДМДК обязаны вести учет прохождения их сотрудниками обучения. Информация о проведенных вводных и дополнительных инструктажах может фиксироваться, например, в отдельных журналах учета.
Документы, подтверждающие прохождение сотрудником участника оборота ДМДК обучения, приобщаются к личному делу сотрудника участника оборота ДМДК.
За непроведение либо несвоевременное проведение обучения сотрудников участника оборота ДМДК предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц (СДЛ или руководителя юридического лица, если не назначен СДЛ) в размере от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) – от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.
Приложение № 1
к Руководству
по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими куплю-продажу, скупку драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, утвержденному приказом Федеральной пробирной палаты
от «___»____________ 2022 г. № ______
ПЕРЕЧЕНЬ
видов экономической деятельности в сфере оборота ДМДК, на которые распространяются обязательные требования законодательства о ПОД/ФТ
1. 07.29.1 - Добыча и обогащение медной руды;
2. 07.29.4 - Добыча руд и песков драгоценных металлов и руд редких металлов;
3. 07.29.41 - Добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы);
4. 08.99.31 - Добыча драгоценных и полудрагоценных камней, кроме алмазов;
5. 08.99.32 - Добыча алмазов;
6. 24.41 - Производство драгоценных металлов;
7. 32.11 - Чеканка монет;
8. 32.12 - Производство ювелирных изделий и аналогичных изделий;
9. 32.12.1 - Производство изделий технического назначения из драгоценных металлов;
10. 32.12.2 - Производство изделий технического назначения из драгоценных камней;
11. 32.12.3 - Обработка алмазов;
12. 32.12.4 - Обработка драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, кроме алмазов и янтаря; производство изделий из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, кроме янтаря;
13. 32.12.5 - Производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней;
14. 32.12.51 - Производство ювелирных изделий, медалей из серебра и драгоценных камней;
15. 32.12.52 - Производство ювелирных изделий, медалей из золота и драгоценных камней;
16. 32.12.59 - Производство ювелирных изделий, медалей из прочих драгоценных металлов и драгоценных камней;
17. 32.12.6 - Изготовление ювелирных изделий и аналогичных изделий по индивидуальному заказу населения;
18. 32.12.61 - Изготовление ювелирных изделий и аналогичных изделий по индивидуальному заказу населения из серебра;
19. 32.12.62 - Изготовление ювелирных изделий и аналогичных изделий по индивидуальному заказу населения из золота;
20. 32.12.69 - Изготовление ювелирных изделий и аналогичных изделий по индивидуальному заказу населения из прочих драгоценных металлов;
21. 38.32.2 - Обработка отходов и лома драгоценных металлов;
22. 46.48.2 - Торговля оптовая ювелирными изделиями;
23. 46.48.21 - Торговля оптовая ювелирными изделиями из серебра;
24. 46.48.22 - Торговля оптовая ювелирными изделиями из золота;
25. 46.48.29 - Торговля оптовая ювелирными изделиями из прочих драгоценных металлов;
26. 46.72.23 - Торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами;
27. 46.76.4 - Торговля оптовая драгоценными камнями;
28. 47.77 - Торговля розничная часами и ювелирными изделиями в специализированных магазинах;
29. 47.77.1 - Торговля розничная часами в специализированных магазинах;
30. 47.77.2 - Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах;
31. 47.77.21 - Торговля розничная ювелирными изделиями из серебра в специализированных магазинах;
32. 47.77.22 - Торговля розничная ювелирными изделиями из золота в специализированных магазинах;
33. 47.77.29 - Торговля розничная ювелирными изделиями из прочих драгоценных металлов в специализированных магазинах;
34. 95.25 - Ремонт часов и ювелирных изделий;
35. 95.25.2 - Ремонт ювелирных изделий;
36. 96.09.1 - Деятельность по оказанию услуги по скупке у граждан ювелирных изделий.
Приложение № 2
к Руководству
по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими куплю-продажу, скупку драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, утвержденному приказом Федеральной пробирной палаты
от «___»____________ 2022 г. № ______
СПРАВОЧНИК
кодов видов признаков необычных (подозрительных) операций (сделок)
Код признака |
Признаки необычных (подозрительных) операций (сделок), выявляемые при осуществлении скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий |
|
3801 |
Систематическое приобретение физическим лицом нескольких ювелирных или других бытовых изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (однотипных изделий) и/или сертифицированных драгоценных камней |
|
3804 |
Отклонение стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них или других бытовых изделий из лома и отходов в рамках договора более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня рыночных цен |
|
3806 |
Получение партии (партий) ювелирных и (или) других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с возможно фальшивыми оттисками пробирных клейм, с незарегистрированными оттисками именников производителей и (или) без оттисков государственных пробирных клейм |
|
3807 |
Приобретение юридическим лицом - производителем ювелирной продукции минерального сырья у организаций и (или) старательских артелей, осуществляющих добычу драгоценных металлов |
|
3808 |
Приобретение юридическим лицом - производителем продукции, не осуществляющим деятельность по огранке драгоценных камней, алмазного сырья и драгоценных камней в сыром (не обработанном) виде |
|
3809 |
Приобретение юридическим лицом ограненных драгоценных камней (за исключением бриллиантов), не добывающихся на территории Российской Федерации |
|
3810 |
Неисполнение клиентом обязанности по постановке на специальный учет в Федеральной пробирной палате |
|
3811 |
Перечисление по поручению сдатчика денежных средств за скупленные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из них, и лом таких изделий на счета третьих лиц |
|
3812 |
Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) без направления информации по факту оборота продукции, ювелирных изделий в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота |
|
3813 |
Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не имеющими бирки или ярлыка с нанесенными на них двухмерным штриховым кодом и уникальным идентификационным номером |
|
3814 |
Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) с драгоценными камнями, чьи классификационные характеристики не определены либо определены не полностью или не в соответствии с нормативными техническими документами, действующими в качестве единых на таможенной территории Евразийского экономического союза для целей определения классификационных и стоимостных характеристик драгоценных камней |
|
3815 |
Попытка или предложение клиента (физического лица) совершить с организацией-скупщиком сделку с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не подлежащими скупке |
|
3816 |
Однократная сдача в скупку физическим лицом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в количестве 10 и более единиц |
|
3817 |
Совершение сделки по продаже (передаче) организацией-скупщиком организации-переработчику для переработки или аффинажной организации для аффинажа монет из драгоценных металлов, если их рыночная стоимость выше стоимости драгоценных металлов, из которых они изготовлены, если их рыночная стоимость на 20% и более превышает стоимость драгоценного металла из которых они изготовлены |
|
3818 |
Многократная (3 и более раз в год) сдача физическим лицом на комиссию ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней без оттисков государственных пробирных клейм |
|
3819 |
Перечисление по поручению комитента денежных средств за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и лом таких изделий на счета третьих лиц |
|
3820 |
Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) с мерными и (или) стандартными слитками аффинированных драгоценных металлов, на паспорта, сертификаты которых не нанесены двухмерный штриховой код и уникальный идентификационный номер в сочетании с номером слитка |
|
3899 |
Иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма, при совершении операций (сделок) с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными и иными изделиями из них и лома таких изделий |
[1] Приказ
Росфинмониторинга от 8 февраля 2022 г. № 18 «Об утверждении Особенностей
представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации,
предусмотренной Федеральным законом
от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
[2] Приказ Росфинмониторинга от 20 июля 2020 г. № 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования».
[3] Набор данных, подлежащих установлению при осуществлении процедуры идентификации, установлен требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 20 мая 2022 г. № 100.
[4] Пункт 15(1) требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667.
[5] Пункт 28 информационного письма Росфинмониторинга от 20 сентября 2021 г. № 63 «О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
[6]
Пункт 7 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций,
осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга
от 3 августа 2010 г. № 203.